ТамбовБизнесСтрой - надежность и стабильность
8 (4752)
73-92-12, 73-93-70
73-93-46

Бортовые камни

Бортовые камни устанавливают на границах раздела дорожных поверхностей по назначению и вертикальному уровню: для отделения проезжей части от тротуаров и газонов, а пешеходных дорожек и тротуаров от газонов; для сопряжения покрытий велосипедных дорожек и тротуаров с интенсивным движением для проезда детских и инвалидных колясок и др. с покрытием проезжих частей улиц и дорог и др.

Бортовые камни являются обязательным элементом, причем не только на больших городских объектах, но и на садовых участках при загородном строительстве. При их отсутствии происходит вымывание сыпучих материалов из тела основания, на которое уложена плитка. В результате крайние плитки становятся неустойчивыми, начинают раскачиваться, что приводит к еще более быстрому разрушению края основания. Через некоторое время крайние плитки вываливаются, а процесс разрушения продолжается дальше.

 

Установка бортовых камней. Бортовые камни всех марок, кроме аппарелей, устанавливаются следующим образом. В соответствии с чертежами выбирается грунт по всей длине их установки. Глубина выборки должна быть примерно на 25 см глубже нижнего края бортового камня. Грунт уплотняется механической или ручной трамбовкой. После , этого необходимо отсылать основание из щебня, примерно 20 см. Щебень может быть любой Фракции, но лучше всего для данных целей подходит фракция 20-40. Щебеночное основание в обязательном порядке уплотняется вибротрамбовкой в несколько проходов. Далее бортовой камень устанавливается на подготовленное основание (см. рисунок ниже). На рисунке показана схема установки бортового камня на стыке асфальтового покрытия с более высоким уровнем с тротуарной плиткой. При этом бортовой камень устанавливается в один уровень с асфальтом (заподлицо), а тротуарная плитка опускается ниже верхнего среза бортового камня в соответствии с проектной отметкой, но не выше края фаски.

В отдельных случаях допускается замена основания из щебня, на которое устанавливается бортовой камень, на бетонную стяжку такой же толщины. Но подобная работа более трудоемка, потому что стяжку в данной ситуации сложнее выравнивать по отметкам. К тому же, бетон существенно дороже щебня, и подобная замена имеет смысл лишь тогда, когда по какой-либо причине на объекте остался невыработанный бетон. Тяжелые бортовые камни на основание устанавливаются с помощью специальных клещей. При их отсутствии можно использовать два стропа длиной приблизительно по 3 м. Установленный на утрамбованном щебеночном основании бортовой камень укрепляется бетоном по обеим сторонам. Для тяжелых бортовых камней, как правило, применяется «тощий» бетон. Для легких бортовых камней массой меньше 15 кг вместо бетона можно использовать раствор.

При установке бортовых камней необходимо натянуть шнурок (лучше цветной шнур каменщика) по линии установки. На подготовленное и утрамбованное основание укладывается раствор (для легких бортовых камней и бетон для тяжелых). При этом уровень его должен примерно на 7-10 мм превышать расчетный. После этого на раствор устанавливаются бортовые камни. Ровность установки по вертикали контролируется уровнем или отвесом. Так как раствора было уложено немного больше, то камень будет выступать над шнуром, обозначающим уровень. Для того, чтобы бортовой камень стал точно по уровню, его осаживают аккуратными ударами резиновой киянки. При этом нужно тщательно контролировать точность высотных отметок по проекту. Швы между камнями не должны превышать 7мм. Они аккуратно замазываются раствором того же цвета, что и бортовой камень. Налипший при замазке раствор тщательно удаляется мастерком. Если данное место является лицевым, то замазанные раствором швы целесообразно зашлифовать.

Для всех бортовых камней лицевой является та сторона, где расположена фаска. Но существенным это обстоятельство является только для бортовых камней, изготовленных методом вибролитья. Их черновая сторона ни в коем случае не должна оказаться снаружи, т.к. она имеет много неровностей.

Источник: В.Д. Александров “Тротуарная плитка. Материалы и технологии”, 2010 г.

Написать нам











Заказать звонок